Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 453260, Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Уфимская, 72
  • 8(3476)326757
  • llitsey8@mail.ru

Сведения

Историко-краеведческий музей МБОУ "Лицей №8" г. Салавата

Визитная карточка музея

Историко-краеведческий музей МБОУ "Лицей №8" г. Салавата https://youtu.be/4we0imaVJ1g

Наименование учреждения образования: МБОУ «Лицей № 8»  городского округа город Салават Республики Башкортостан

Историко-краеведческий музей лицея № 8 городского округа город Салават Республики Башкортостан

Почтовый адрес музея: 453263 Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Уфимская 90,  тел. 32-71-25.

Руководитель музея: Исхакова Римма Фаритовна – учитель русского языка и литературы; стаж работы в музее – 13 лет

Год основания музея: 1970

Профиль музея: изучение истории юга Башкортостана с древнейших времён.

Статус музея: общественный.

Реквизиты: Наименование банка ГРКЦ, национальный банк РБ

Расчётный счёт: 40204810800000000263

БИК банка 048073001

Экспозиционная площадь: один смотровой зал, общей площадью 48 кв. м. Окна закрыты, освещение искусственное, 25 посадочных мест.

Наличие постоянно действующих экспозиций: 17

Основные фонды  1580 наименований

Материально-техническое состояние: телевизор,  ноутбук

Партнёрские организации: ДООЦТК г.Салавата, отдел школьных музеев

___________________________________________________________________________________________

Краткая характеристика деятельности музея

  

Основной фонд

1) Предметы материальной культуры народов, когда-либо населявших юг Башкортостана с древнейших дней: предметы быта, орудия труда, оружие, украшения, посуда, одежда, музыкальные инструменты.

2) Предметы духовной культуры XIX- XX вв: уникальные и редкостные издания, периодическая печать, личные документы, книги с автографами авторов, редкостные фотографии, воспоминания участников прошлых событий, личные письма, переписка, иконы, духовная литература, большой материал о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг., в виде писем с фронта, фотографий участников, оперативных карт, личных воспоминаний участников, наградных документов, переписка поиска. Большой материал по истории г. Салавата и средней школы № 14 г. Салавата.

Вспомогательный фонд

Ксерокопии материалов,  макеты, папки – раскладки, видеокассеты, коллекция минералов, книги, фото

Разделы музея

Множество разнообразных вещей дало возможность их классификации и распределения по различным разделам музея. Так появились разделы музея.

В музее 20 разделов:

1. Геологические и палеонтологические находки.

2. Археологические находки.

3. Ритуальная утварь дореволюционной России  (иконы,  кресты, складни, книги и т.д.)

4. Набор русских колоколов.

5. Орудия труда дореволюционной России.

6. Предметы быта дореволюционной России.

7. Старинные книги, проспекты, журналы, путеводители, школьные учебники Х1Хв.

8. История осветительных приборов.

9. Башкирское    прикладное    искусство    (украшения,    костюмы, некоторые предметы быта и т.д.)

10.        Башкирская одежда и предметы башкирского ткачества.

11.        Русское народное ткачество.

12.        Революционная  литература,  библиотека  политической литературы.

13.        Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и участие в ней на­ших земляков.

14.        История основания города Салавата (промышленные предприя­тия современного Салавата).

15.        Краткая история средней общеобразовательной школы № 14.

16.        Скульптуры известных личностей.

17.        Периодическая печать «О чем пишут газеты».

Музей имеет несколько уникальных и редкостных экспонатов.
Перечень наиболее ценных экспонатов:
1) останки ископаемых животных, найденных на территории города Салавата–16 экземпляров.
2) каменный топор–1 экземпляр;
3) стрелы бронзовые–30 экземпляров;
4) скифско-сарматское оружие–12 экземпляров;
5) посуда из кургана (черепки)–5 экземпляров;
6) иконы русские–11 экземпляров;
7) книги записей гражданского состояния XIX века–2 экземпляра;
8) псалтыри XVIII-XIX веков–2 экземпляра;
9) башкирские украшения–всего 50 наименований;
10) оружие гражданской войны, в том числе капсюльно-шомпольное ружьё, пистолет системы кольт, артиллерийский обоюдоострый кинжал «Бебут»;
11) личные документы, личные дела партизан-блюхеровцев , военачальников Южно-Уральского рейда всего 40 наименований;
12) политические издания первых лет советской власти, книги с автографами авторов, газеты, журналы тех лет–66 наименований;
13) авторские скульптурные произведения:

а) Агоян Н.П.–авторская модель памятника В.И. Ленину в городе Салавате;
б) Нечаева Т.П.–скульптурный портрет генерала Минигали Шаймуратова;
в) Лобанов Г.Г.-скульптурный портрет Блюхера В.К.

Музей имеет группу экскурсоводов, которые постоянно ведут экскурсии по музею.
Музей имеет несколько печатных трудов. Двумя изданиями вышла книга основателя музея Лобанова Г.Г. под названием «Экскурсия по музею». Широко востребована книга «Системный подход в организации краеведческой работы», которая вышла под редакцией Дидух Т.Т. Выпущены 2 красочных календаря под названием «450 лет вместе с Россией». Календарь на 2006 год вобрал в себя более 60 фотографий с видами музея и комментарии к ним. Музей тесно сотрудничает с городской прессой: газетами «Выбор», «Поиск», журналом «Салават» игородским телеканалами: «Галстрир» и «Телеконтур».
Часть экспонатов музея используется в выездных экспозициях вне музея.Музей имеет 25 посадочных мест и может принять любой школьный класс.Сидения располагаются в середине зала, чем обеспечивается круговая обзорность.
Активисты школьного музея ежегодно отправляются в туристические экспедиции с целью поиска музейных экспонатов. Основная часть краеведческого материала найдена именно в таких походах. Особенно плодотворными и результативными бывают походы по горнозаводским посёлкам, такими как: Воскресенск, Верхотор, Красноусольск, Архангельск. Они являются хорошими источниками для сбора краеведческого материала.Культура горнозаводских посёлков XIX века до сих пор ещё слабо изучена и представляет большой интерес для историков. Башкирские деревни, простирающиеся по реке Белой, являются важным полем поиска предметов культуры и быта башкир 19 века. Здесь ещё можно найти уникальные и редкостные вещи.

Так, в Ишимбайском районе нами были приобретены несколько старинных башкирских костюмов. В Мелеузовском районе найдено несколько
оригинальных украшений.
Особенно плодотворными оказались ежегодные поездки в Красноусольск,;Табынск, Верхотор. Здесь можно отыскать как предметы культуры и быта заводского населения прошлых веков, так и предметы башкирской культуры.Кроме ежегодных туристско-краеведческих походов, мы традиционно используем метод поиска и сбора экспонатов среди учащихся своей школы, а также жителей города.
Мы убеждены и широко пропагандируем среди учащихся простое понятие: в любой современной квартире всегда найдётся хотя бы один предмет, достойный стать экспонатом музея. Иногда это старый чайник (пусть даже без ручки), старинная икона, книга с «ъ» или наградные документы, ордена и медали умершего деда. Большая часть музейных экспонатов была найдена именно таким путём. Здесь важно заинтересовать ребят, увлечь их процессом исторического поиска. И тогда экспонаты пойдут в музей. Школьный музей может существовать и развиваться только при постоянном притоке экспонатов. Как только этот приток прекратится, музей начинает умирать. Это положение нужно помнить всегда, и мы его придерживаемся.
Следующим условием существования музея является его постоянная посещаемость. Наш музей имеет многолетний опыт подготовки экскурсоводов. Они мастерски ведут экскурсии, знают каждый экспонат. Это самая передавая часть учащихся нашей школы.
Музей нуждается в пропаганде своей деятельности. Лишь при постоянном потоке посещающих, оправдано существование музея. Не может быть музея при закрытых дверях. Поэтому мы приглашаем любых посетителей.
На базе нашего музея проводятся городские и республиканские научные конференции и семинары.

     

       

Школьный краеведческий музей ведёт большую общественную пропагандистскую работу в городе. Но, конечно же, основную работу музей ведёт среди своих учащихся. По специально составленному и утвержденному администрацией школы и Советом Музея графику, каждый класс школы бывает несколько раз в году в школьном музее на тематических экскурсиях и участвует в различных его мероприятиях.
Школьный краеведческий музей играет огромную роль в воспитании патриотизма, гордости за свою республику, свой край, свою Родину.

_______________________________________________________________________________

Краеведение в образовательном процессе

Одним из основных направлений учебно-воспитательной деятельности нашего учреждения является краеведение. Под краеведением мы понимаем всестороннее изучение истории родного края, определённого города, посёлка, изучение природных условий, http://salavatschool14.narod.ru/images/muzey1_1.gifэкономический, социальный и культурный уклад. А.В.Луначарский считал, что «краеведение-это всенародное научное обследование нашей собственной страны». Актуальность краеведения заключается в том, что самостоятельная исследовательская деятельность школьника способствует самореализации и повышению личностного статуса школьника, его общественной активности, воспитывает чувство гордости и патриотизма за свою Родину, за свою Республику.

 Урочная и внеурочная деятельность лицея пронизана краеведением. Это знакомство с природой родного края в походах и экскурсиях, знакомство с промышленностью и общественной жизнью города, более широкое http://salavatschool14.narod.ru/images/muzey2_1.gifизучение истории и культуры башкирского и других народов, населяющих Башкортостан. «Краеведческий подход» в педагогике считается основным в воспитании национального самосознания. С самого начала в нашей республике «краеведческий принцип» преподавания в школе был поставлен на должный уровень и постоянно служит средством развития познавательной активности творческих сил учащихся. Школьное краеведение призвано решать целый комплекс общеобразовательных и воспитательных задач.

http://salavatschool14.narod.ru/images/muzey3_1.gif Большую роль в краеведческом принципе преподавания играет школьный краеведческий музей. Музей был открыт к посещению в 1970 году. За 47 лет деятельности музей собрал более 1500 экспонатов, среди которых немало уникальных и редкостных.

В музее постоянно работают две группы экскурсоводов из числа старшеклассников. На базе краеведческого музея проводятся городские и республиканские мероприятия.

Педагогический коллектив стремится заинтересовать детей историей и культурой родного края, научить любить природу и заботиться о ней. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача – привить детям яркие, эмоциональные чувства гордости за свой город, свою республику, свою страну, воспитывать любовь к родному краю.

Музей часто посещают ветераны Великой Отечественной войны. Ветераны встречаются с учащимися, экскурсоводами музея. Они выступают со своими воспоминаниями, делятся личными вещами, которые становятся экспонатами музея.

______________________________________________________________________________________________

Научно - исследовательская работа – одно из ведущих направлений деятельности музея

Исследование в нашем музее включает изучение музейного собрания, которое содержит исследовательские компоненты:

- Комплектование

- Научно-фондовая работа

- Экспозиционно-выставочная работа

- Культурно-образовательная деятельность.

Изучение этих компонентов является основным направлением му­зейного  исследования. Это направление исследовательской работы связано с теми науками, источниковый материал которых представлен в музее: история, этнография, археология.

 

  


________________________________________________________________________________________ __

Главное хранилище истории

(воспоминания Лобанова Геннадия Георгиевича, основателя школьного музея)

Заниматься краеведением я стал очень давно, примерно с 50-ых годов. Собирал старинные книги и другие предметы, ставшие к тому времени раритетами. К моменту поступления в среднюю школу № 14 я уже имел солидную коллекцию старинных вещей, ставших потом экспонатами школьного музея, несколько экземпляров скифско-сарматского оружия, набор старинных икон, старинных книг и журналов. Целый набор личных дел и вещей, воспоминаний, фотографий партизан-блюхеровцев, их документов,  книг с автографами авторов.

В моей коллекции были и боевые медали, личные вещи, документы участников Великой Отечественной войны, несколько предметов башкирской культуры. Всё это и многое другое позволило уже в 1970 году открыть маленький музей в небольшой комнате с одним окном. Удалось вызвать интерес среди учащихся к созданию музея. Был выработан план сбора экспонатов. Ребята понесли в музей всевозможные старые вещи. Вскоре стало ясно, что музей надо собирать краеведческой направленности. Конечно, легче всего собирается музей боевой славы, пока ещё живы участники Великой Отечественной войны. Но учащиеся вместе с реликвиями Великой Отечественной войны несли всевозможные старинные вещи. Поэтому появилась необходимость открытия нескольких разделов музея. Идея создания музея боевой славы уступила место краеведческому музею.

Через год администрация школы музею выделила просторную классную комнату. За что спасибо бывшему директору Тумайкину  Ивану Фёдоровичу. За 12 лет работы этого директора музей стал настоящим краеведческим музеем. В школе ежегодно организовывались летние туристические походы учащихся по югу Башкортостана. Из походов ребята приносили немало краеведческого материала. Кроме того, до каждого класса школы доводился план поиска музейных экспонатов. Такое разделение на поиски музейных экспонатов не исключало одновременный поиск любых старинных вещей. Очень часто в классе, где надо было собирать монеты, находились совсем другие вещи. Мы исходим из положения, что в любой, самой современной городской квартире, всегда найдётся хотя бы один экспонат для школьного музея.

 Иногда  это старое платье бабушки или интересный чайник, хотя и без ручки, а иногда это, вообще, удивительная вещь, которая годами хранилась в семье на правах реликвии. Например, письма и фотографии с фронта или старинная книга, которую уже давно никто не читает.

Шли годы, музей разрастался и стал приобретать вид настоящего краеведческого музея. Каждое лето на собственном автомобиле я несколько раз выезжал в населённые пункты юга Башкортостана. Неоднократно вместе со мной в такие поездки отправлялся директор школы И.Ф.Тумайкин. Так, например, в поиске чугунной пушки времён Пугачёва и Салавата Юлаева мы с ним исколесили почти весь Кугарчинский  район. Нашли много интересных экспонатов, но пушки, к сожалению, не нашли.

В Ишимбайском районе были найдены старинные башкирские костюмы, жилян и несколько камзолов. В Мелеузовском районе нашлись нагрудные башкирские украшения. Даже соседнее село – Зирган оказался неисчерпаемым источником экспонатов 19 века.

Особенно плодотворными оказались ежегодные поездки в Красноусольск. Надо сказать, что горнозаводские посёлки Воскресенск, Верхотор, Петровск, Красноусольск, Архангельск до сих пор являются замечательными объектами по сбору музейных экспонатов. Здесь можно найти удивительные вещи быта и обихода рабочих и интеллигенции 19 века.

Музей постепенно совершенствовался. Появилось несколько разделов. Они появлялись в зависимости от количества экспонатов. В связи с этим возникла необходимость поиска каких-то определённых экспонатов. Например, раздел прикладного башкирского искусства требовал поиска старинных башкирских украшений, башкирской посуды, вещей обихода башкир 19 века.

Таким образом, разрастающийся музей сам диктовал задачи поиска экспонатов. Здесь оказались к месту и русские лапти, и русские патефоны, утюги, керосиновые лампы, башкирские кураи и старинные башкирские украшения. Замечательными экспонатами явились журналы 1922- 1924 г .г. «Хочу всё знать» и «Азбука». «Азбука» издавалось в своё время видным партийным деятелем, соратником В.И.Ленина Николаем Бухариным. Журнал написан простым крестьянским языком и рассчитан на самую малограмотную публику. В нём даются ответы на самые злободневные и животрепещущие тогда вопросы типа «Кому принадлежала земля раньше и кому принадлежит сейчас?». Журнал под названием «Хочу всё знать» рассчитан на грамотную, высокообразованную публику и является журналом научным. Получалось очень интересное сравнение. Выходило, что не все в России были безграмотны, была после революции интеллигенция и научная прослойка. Для слушателей такой пример убедителен, тем более, что основные посетители музея – это школьники.

Краеведческая работа очень трудоёмкая и большая. Нужен самоотверженный труд многих учителей, которые согласны трудиться на ниве краеведения добровольно, творчески, с удовольствием, жертвуя своим свободным временем. Музею нужен влюблённый в свой труд руководитель-энтузиаст. Лишь в этом случае музей в школе будет жить и развиваться. Краеведческая работа сама по себе очень интересна и увлекательна. Работа над созданием музея приносит много радости и творческого удовлетворения учащимся и педагогам.

___________________________________________________________________________________________

Реликвии говорят

Своих героев надо знать в лицо. Люди, совершившие великое благо - подвиг во имя страны, ее граждан, достойны нашего преклонения перед ними, уважения и гордости.

С древних времён русский народ чтил и помнил свою историю, передавая из поколения в поколение рассказы о подвигах предков. В дореволюционной России по церковному обычаю существовал ряд дат, в которые проводились особенные службы. На них прихожанам рассказывалось о военных сражениях, в которых участвовавшие деды и прадеды отдавали свои жизни, чтобы обеспечить последующие поколения достойной жизнью на родной земле.                                                                                                               

Правительство России решило увековечить памятные исторические события, сыгравшие кульминационную роль в истории нашей страны, издав указ об учреждении памятных дат. 

Так, в рамках месячника по патриотическому воспитанию, согласно плана мероприятий в музее прошла тематическая экскурсия «Сталинградская битва». Экскурсовод Иванова Екатерина, ученица 8 Б класса, рассказала о важной памятной военной дате. 2 февраля в России отмечается один из дней воинской славы - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских захватчиков в Сталинградской битве в 1943 году.

В музее лицея собрано много экспонатов, связанных  со Сталинградской битвой. Экскурсовод продемонстрировала оконную петлю, найденную в развалинах знаменитого дома Павлова ветераном войны Шрамковым Петром Михайловичем, фарфоровые статуэтки с символами города Сталинграда.

 Из экскурсии ребята узнали, что Сталинградская битва превзошла все сражения мировой истории. В боях под Сталинградом активное участие принимала 112-я Башкирская кавалерийская дивизия. Наш летчик, Муса Гареев -  дважды Герой Советского Союза, в сентябре 1942-го оказался в самом пекле, на Сталинградском плацдарме. Он штурмовал оборонительные укрепления, вражеские аэродромы. Под Сталинградом начался боевой путь многих тысяч девушек, воспитанниц Башкирской областной комсомольской организации.   Среди девушек-добровольцев в составе первого эшелона была и 18-тилетняя комсомолка Валентина Патрикеева, жительница нашего города. Не померкнут в памяти и подвиги наших земляков, кто пал на полях Сталинграда. Среди погибших и пропавших без вести были наши земляки-уроженцы деревни Аллагуват.

В завершении экскурсии Катя отметила, что каждый человек должен знать историю своего Отечества, если человек не знает своих предков, не задумывается о прошлом, разве будет он истинным патриотом и гражданином? Битва под Сталинградом навсегда останется примером истинного патриотизма для будущих поколений наших граждан.  Катя призвала ребят чтить подвиг погибших за Родину, а также ценить и благодарить живых ветеранов за возможность жить в сильном и свободном государстве!

 ( На фото экскурсовод Иванова Екатерина, ученица 8 Б класса рассказывает о сержантской сумке Мазнева)

______________________________________________________________________________________________ 

Фотографии экспозиции «Великая Отечественная война советского народа 1941-1945 годов»

                       

_______________________________________________________________________________________________

Родиной своей дорожите!

 В рамках декады «Родиной своей дорожите!», проходящей в лицее, для учащихся 6 В класса была проведена тематическая экскурсия в музее «Навсегда остался ты солдатом». Экскурсия посвящена выпускникам Каримову Радику и Исламову Артуру, погибшим в Афганистане и Республике Чечня.

На фото руководитель музея Исхакова Р.Ф. демонстрирует экспонат музея.

 



_______________________________________________________________________________________________